НИКОЛАЙ КОНЯЕВ:

«Рождение и крах Великой Скифии»

Вышло посмертное издание исторического труда Николая Коняева «Рождение и крах Великой Скифии».

«Пытаясь понять, по какому пути определено нам идти, не следует начинать отсчёт с истории Киевской Руси. История России гораздо старше, и рождалась она в той полосе степей, что прорезает нашу страну от Уссури до Дуная» – эти строки Николай Михайлович Коняев записал в своём дневнике 8 апреля 2016, они же послужили эпиграфом к его книге «Рождение и крах Великой Скифии», вышедшей в издательстве «Алдоор» в конце 2021 г. Увы, уже через три года после кончины писателя.

   Моя первая встреча с Николаем Михайловичем Коняевым состоялась 5 апреля 2016 года в Шолоховском зале Союза писателей России. Я предложила ему написать для нашего издательства серию книг об истории России – «от Ноя до наших дней». Николай Михайлович, с интересом выслушав о наших издательских планах, согласился. И уже несколько дней спустя записал в своём дневнике.

   Из дневника. 8 апреля 2016 г. 
   Идея серии книг (многотомного издания) по истории России, повернутая в плоскости «духовный смысл русской истории», мне нравится. Собственно говоря, я уже давно работаю в этом направлении – Романовы, Хронограф, Русские святые. Интересно и расширение временных границ. Действительно, не исследована, вернее, не осмыслена история жизни народов на территории нашей страны практически до самого Крещения Руси. Да и дальше, хотя о Киевской Руси написано немало, но процессы, происходившие там, не могут быть замкнуты только в границах древнерусских княжеств. Выход на более широкое территориальное осмысление процессов, включая и степи, чрезвычайно интересен и, возможно, поможет по-новому взглянуть на многие события.

   Так глубоко в «прикровенный сумрак» времён летописец русской истории, писатель-историк Николай Михайлович Коняев ещё не заглядывал. Предстояла длительная подготовительная работа. Но уже через несколько недель он прислал план работы над книгами и свои соображения.

   Из дневника. 26 июля 2016 года.
   Я собираюсь писать книгу так, чтобы и киммерийцы, и скифы, и хунну, и булгары, и славяне, и монголы воспринимались как жители нашей страны, как народы, созидавшие единую государственность нашей Российской державы.

   1 августа 2016 года.
  
Поразительно много надо осваивать неизвестного материала, но освоение это весьма полезное и поучительное. Вообще как-то промыслительно, что работа над этой книгой началась именно сейчас. Ведь именно в девяностые и нулевые годы оказалось выпущено много книг даже из самой древней классики, которые раньше (Страбон, например) не были доступны, но без которых осмысление древней истории нашей страны просто невозможно. Опять же и археологи немало успели за последние десятилетия, а главное, общество, наконец, созрело для подлинного понимания древней истории и тянется к этому пониманию… Это и нужно ввести в книгу.

   Итогом первого года работы стала книга ­– «Рождение и крах Великой Скифии». Временной охват повествования, как и было задумано, ­– от Всемирного потопа и расселения потомков Ноя по Евразии до разрушения скифского государства. В описываемую автором эпоху «прикровенного сумрака» первых тысячелетий вошли и библейские события – появление на арене мировой истории потомков Ноя по линии внука Гомера – киммерийцев, древнейшего народа, населявшего территорию современной России (гл. «Киммерийские сумерки Руси»); и строительство Аркаима, тайны которого не разгаданы до сих пор; и киммерийско-скифский выход в Переднюю и Малую Азию (гл. «Киммерийско-скифский выход»). Рождение и расцвет скифского государства происходит уже под пристальным вниманием греков, летописи которых сохранили немало занимательных, но часто субъективных сведений о представлениях скифов о небесном и земном. Для автора же документальные и археологические свидетельства – тот материал, внимательно вглядевшись в который он приходит к своим выводам: «Это были наши предки, они жили точно так же, как живём и мы, по тому же самому генотипу. Вспомним нашествие могущественной армии Дария на скифов. Отражение этого нападения происходило по точно такому же сценарию, как и в 1812 г. (гл. «Двадцать три века до 1812 г. – прим. авт.). И когда ты это понимаешь, то проблемы исторические, да и сегодняшние тоже воспринимаются совершенно иначе – и глубже, и проще…»

   Из дневника. 13 августа 2016 года
   Во сне начал вспоминать что-то очень важное про Скифию. И вспомнил ещё во сне. И даже проснулся — так важно было то, что я вспомнил. И долго лежал, и всё не мог вспомнить, что же я всё-таки вспомнил во сне… Но всё-таки вспомнил.

 Скифия – это самое великое, что было в нашей истории. От этого великого и загораживались стенами и Китай, и Передняя Азия, потому что боялись впустить в себя это великое.

Оно осталось у нас…

Итак, по мнению автора, скифы – наши предки. И генетические (тут он соглашается с мнением Б. Рыбакова), и духовные. Что же мы о них знаем? И, главное, чьими глазами смотрим? Тема и проблема не нова – глазами чужеземцев-греков судим мы о скифах. Они же – древние летописцы – как обычно, взирают свысока и с презрением. Но и со страхом тоже, потому что понять не в силах. Впрочем, сами себе и противоречат, причисляя скифа Анахарсиса к семёрке великих мудрецов. А он вот что говорил о своих соотечественниках: 
   «Зависть и страсть – верные признаки дурной души. Зависть заставляет переживать, когда друзья и сограждане благоденствуют, а страсть вызывает надежду, основанную только на пустых словах. Скифы не любят подобных людей, и радуются, когда другим хорошо, и стремятся только к тому, что кажется им разумным. Ненависть, злобу и любую страсть, вызывающую недовольство, они всегда решительно отвергают как вредящие душе» (из письма Анахарсиса Медоку).

   Из дневника. 5 марта 2017 года. 
   Всё-таки в первой книге надо… ввести рассуждение «a la Рыбаков» о том, что скифы-пахари были славянами.

Одни скифы перенимали греческий образ жизни, тянулись к городам, к морю.

Другие – пахари! – становились славянами.

Третьи, продолжая заниматься исключительно скотоводством, становились сарматами и хуннами.

   28 марта 2017 года.
   Перемещаясь по степи, скифы словно бы впитывали в себя её пространство и становились непохожими на себя прежних, но становятся такими, какими они нужны были Стране Степей, чтобы сохранить её пространство.

Скифы становились сарматами, сарматы превращались в алан, аланы в гуннов и уже сами не узнавали себя прежних. Но это они изнутри не узнавали сами себя, а из внешнего пространства в них сразу узнавали прежних скифов.

Победа скифов над Дарием сыграла с ними злую шутку. Эллины, продолжая считать скифов варварами, стали относиться к ним с пиететом как к непобедимым варварам, которых нужно было сделать своими варварами. И греки усердно начали создавать новую скифскую идеологию, выключив из неё традиционные представления скифов, вплоть до имён. Так у скифов вместо Папая появился Зевс, да и сами они из сколотов – так называли они себя до греков – превратились в скифов.

Так со временем появилась мода отправлять на обучение в Элладу детей богатых скифов, одеваться по-гречески, брать в жёны гречанок и презирать тех, кто сохранял традиции предков. Со временем появились и те, кто хлеб выращивал и те, кто этот хлеб отнимал и продавал грекам. Царские скифы стали, говоря прямым языком, обворовывать скифов-земледельцев, считая их своими рабами. Их же, своих соотечественников, «бесспорно отличнейших рабов» (по свидетельству древних историков) наряду с зерном, мёдом, рыбой и шкурами животных царские скифы доставляли грекам. Обратно везли вино, предметы роскоши – украшения и дорогую одежду. Как известно, греки использовали скифов в качестве рабов-полицейских, образ которых запечатлели греческие комедии V – IV вв. до. н. э. Скифских рабов-землекопов или каменотёсов античные авторы в свою литературу не допускали, но их трудом обогащались.

«Но чем дальше всматриваешься в схожие со степными миражами события скифской истории, тем очевиднее становится, что нам досталась от скифов не только территория, но и сами принципы государственного устроения со всеми великими прорывами и свершениями, и столь же великими падениями.

Парадоксально, но мы унаследовали от скифов не только опыт победной Отечественной войны, но и крепостное право Российской империи, преобразовавшееся в Советской России в замаскированную формами коллективного производства кабалу сталинских и хрущёвских колхозов», – с горечью пишет автор в книге «Рождение и крах Великой Скифии», добавляя, что сегодня к экспроприации продукции земледельческого и охотничьего труда добавилась экспроприация природных богатств нашей страны.

Как говорится, без комментариев.

   Из дневника. 2017 г.
   Скифы. Рождалось мало, а гибло много.

Всё сошлось.

И демографические проблемы, и необходимость отстаивать свою территорию, и реформа – катафрактарии – армии.

   Из книги «Крах и рождение Великой Скифиии»
 … Сумев устоять против фаланг Александра Македонского, скифы не сумели защититься от разъедающей их народообразующую мифологию идеологии эллинизма, разделились внутри себя и исчезли…

Ещё более странно, что и многие столетия спустя, ситуация эта снова и снова будет повторяться на территории Великой Скифии с новыми народами, с новыми империями.

«Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три. Даже «Новое Время» нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь! — воскликнет через два тысячелетия Василий Васильевич Розанов. — Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И собственно, подобного потрясения никогда не бывало, не исключая «Великого переселения народов». Там была — эпоха, «два или три века». Здесь — три дня, кажется даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтó же осталось-то? Странным образом – буквально ничего».

Схожие ощущения испытывали многие наши современники и в декабрьские дни 1991 года, когда исчез вдруг могучий и непобедимый Советский Союз…

И, наверное, еще и потому нужно помнить историю Великой Скифии, что уроки её важны не только для скифологии, но ещё и для понимания процессов, происходивших и происходящих на территории нашей Родины, когда для опившихся оловом луны народов нашей страны уже невозможным становится путь назад, возвращение к первоистокам.

 Апрель 2016 – 6 января 2017 года.

Едва закончив работу над первой книги серии, в январе 2017 года, Николай Михайлович Коняев приступает к работе над второй – «Переселение народов»…

   Наталья Цуканова,
издатель книги «Рождение и крах Великой Скифии».


P.S. По желанию автора в книгу также вошли отрывки летописей Геродота, Страбона, Диодора Сицилийского и других античных авторов.

Николай Коняев
Николай Коняев
• Издательский дом "АЛДООР"