Есть в пещерных городах какое-то неуловимое дыхание прошлого, словно время откатилось назад и будто наяву видишь картины восьмисотлетней давности. Грузия в очередной раз терпит набеги иранцев или турков, а ее защитники прячутся в горах, чтобы в самый напряженный момент внезапно напасть на непрошенных гостей.
Мы поднимаемся на высоту восьмиэтажного дома. И по уже гладким каменным дорогам-террасам ходим по городу, заглядывая в трапезные, кельи монахов, библиотеки храмы и даже бани. Всего же в этом каменном городе было около шестисот помещений. И множество тайных ходов, по которым защитники города спускались вниз и внезапно нападали на врага.
Монастырский город Вардзиа, наверное, и возводился невероятно упорным трудом, чтобы защищать Грузию от захватчиков. И молитвами монахов, и стойкостью воинов. По преданию, его построили в 12 в. в отвесной стене горы Медвежья. Помещения уходили вглубь скалы на 50 м.
В конце 13 в. во время землетрясения 15 метров скалы обрушились в реку Куру. Тогда и обнажились все комнаты города, по которым сегодня с удовольствием бродят и фотографируются многочисленные туристы.
В Успенском храме висит табличка, запрещающая фото и видеосъемку. Мы, конечно, спрятали все наши снимающие устройства, но, увидев, что иностранцы не обращают внимания на запрет, тоже поддались греху вседозволенности и достали камеру. И даже порадовались, что удалось снять уникальные фрески времён царицы Тамары. А когда спустились вниз и в кафе решили посмотреть отснятый материал – ахнули. Ровно с «запретной» черты ни одного отснятого кадра! Осталось только «до» запрета. «После» — пустая карта памяти. Да, жестокий урок непослушания…
В Ахалцихе вернулись уже к вечеру. Конечно, усталые, немного расстроенные. И тогда Давид преподнёс нам неожиданный сюрприз. Заставил нас, усталых, голодных сесть в машину и поехать неведомо куда. «Красыво будет!» — хитро улыбаясь, повторял он, указывая на змейкой вьющийся горный серпантин. Мы поднимались всё выше в горы и усталость смывало восхищение открывающейся красотой. Поворот, еще один и … вот он, спрятанный в густых лесах монастырь Сапара. На контрасте с каменной Вардзией Сапара, словно укутана зелёным одеялом. И такой вселенский покой, что хочется лечь на траву и остаться тут навсегда…
В одном их храмов монастыря сохранились старые фрески. Но увы, та же табличка с запретом на съемку. Просим Давида договориться с монахом-смотрителем на несколько кадров. И… пожалуйста вам, снимайте! Кадры получились замечательные (видео «Волшебная туба). А когда шли из храма обратно, подумалось, что для нашей Волшебной тубы Сапара была бы идеальным местом. Здесь ощущалось присутствие невидимой силы, дающей покой и умиротворение.
И несмотря на то, что нас ждало море, решили остаться еще на одну незапланированную ночь в Ахалцихе. Давиду даже не пришлось нас уговаривать. И это был самый душевный вечер нашего путешествия, когда мы уже не просто гости, а друзья семьи. Пели вместе с Кикабидзе «Виноградную косточку», наслаждались вкусом грузинских блюд и с каждой минутой всё больше убеждались, что жизнь всё-таки прекрасна и удивительна, особенно когда перестаёшь её планировать…
Журналист, режиссер, писатель.
Руль, фото и видео, верстка и монтаж.